Хоть все и сказано, а захотелось посмотреть.

26.09.2017 в 04:56
Пишет  А. Кришан:

"You're my best friend"
Посмотрел сегодня такой замечательный фильм. Называется "Шофёр мисс Дэйзи", восемьдесят девятого года. Американская еврейка мисс Дэйзи Вертан, в силу возраста больше не может водить автомобиль, и сын нанимает ей шофёра. Но женщина, строгая и чопорная интеллигентка, привыкла к самостоятельности и независимости. Она никак не может смириться с мыслью, что всё уже не так, как прежде, что она стареет. Её сварливый характер порой буквально сводит с ума даже крайне терпеливого сына, а новому шофёру Хоуку, чернокожему и необразованному, не умеющему даже читать, и вовсе приходится несладко. Но мягкость и доброта помогают ему наладить отношения со своей хозяйкой, пусть и далеко не сразу.
В этом фильме очень ощущается бег времени. На глазах лето сменяется листопадом, потом – кружением метели, и вскоре мы видим цветущий весенний сад. девяносто девять минут картины вместили в себя ни много ни мало двадцать лет. Но нет никакой смазанности или скомканности, сумбурности. Напротив, фильм нетороплив. Годы идут – плавно, вскользь. Всё больше тонких морщинок на миниатюрном лице мисс Дэйзи. Всё больше седых волос на голове Хоука. Время оставляет свои следы повсюду: ветшает потихоньку дом, ломаются автомобили. А потом умирает верная старушка-кухарка, и мисс Дэйзи сидит в церкви, слушая пение чёрного хора, такая маленькая и хрупкая, растерянная. Но рядом с ней всегда остаётся Хоук.
Темы расизма и нетерпимости проходят красной нитью через весь фильм. Особое место занимает сцена, где к Хоуку подходят полисмены и грубо окрикивают ег, интересуясь, откуда у него такая машина. Когда мисс Дэйзи объясняется с ними, они задают ей вопрос о её фамилии, на что она говорит, что её фамилия немецкого происхждения. Похмыках и поухмылявшись, полисмены позволяют им ехать дальше, и один из них говорит другому, глядя вслед удалаяющему автомобилю: "Старый ниггер везёт старую жидовку. До чего мы докатились..." Но полицейские не изображены какими-то отрицательными персонажами; они просто люди, дети своего века, живущие и рассуждающие так, как жило и рассуждало их окружение.
В фильме вообще нет никаких особо драматичных сцен, никаких попыток нарочно заострить зрительское внимание на проблемах расового неравенства и дискриминации; есть лишь правдивое отображение реалий пятидесятых-семидесятых годов. Вот кто-то взорвал синагогу, а вот выступает Мартин Лютер Кинг, и сын мисс Дэйзи отказывается посетить его званый ужин, опасаясь травли на работе. Но педалирования нет. Несправедливость по отношению к цветному населению изображена чем-то обыденным, и именно этим фильм так хорош. Он даёт зрителю ощутить, каково это, жить в реалиях того времени, ненавязчиво позволяет почувствовать разницу между тем, что было, и тем, что есть сейчас, и ужаснуться как раз этой обыдености зла – зла, которое было нормой. Но меня, четно сказать, зацепило и особо тронуло в нём вовсе не это.
Когда в один из дней Хоук, совсем уже старый, приходит, как обычно, к мисс Дэйзи, она судорожно мечется по дому в поисках ученических тетрадей. Она не помнит, что ей уже девяносто, не помнит, что она состоятельная вдова, а не нищая девушка из многодетной семьи. Всё, о чём она думает – её дети, которые огорчатся, если она не принесёт им их тетради. Хоук как может успокаивает её, уговаривает сесть в кресло, звонит её сыну. В его глазах стоит тревога, а в её – растерянность. Потерявшись между прошлым и настоящим, Дейзи зовёт Хоука по имени и говорит ему: "Ты мой лучший друг". Он пытается отнекиваться, но она лишь повторяет: "Да. Да". Она берёт его за руку, мягко сжимает его ладонь. Её пальцы такие хрупкие с его руке. Хоук смотрит на неё, улыбаясь тихо и печально: "Да, мэм".
Что может быть грустнее одинокой старости? Два человека, такие разные, полностью противоположные и по характерам, и материальному благосостоянию, и социальному положению. Казалось бы, что общего у них может быть? И всё же они стали утешением друг для друга посреди океана равнодушных, чуждых людей. Пусть время не жалеет никого, но два друга, две близкие души будут вместе – навсегда, до самого конца. Искренне и верно.
В этой картине есть всё. Прекрасные актёры, настроение и сюжет, добрый юмор, капелька грусти, хорошая музыка и – в конце – ностальгическое послевкусие. Один из лучших фильмов, что я когда-либо видел.



URL записи