Пишу на память впечатления вдогонку
Как с переводчиком прочла книжонку
Не «книжонку» конечно, а заключительную часть трилогии.
Не боясь спойлеров, и нахватавшись их немало перед началом чтения, была готова ко многому: в том числе и финалу.
Уже знала что всё кончится тем самым каменным волком, намеки на которого снились Би в предыдущих книгах, поэтому последние главы не были потрясением, следовательно, даже надежды на что-либо иное, изначально быть не могло.
Дело не в финале - до него еще нужно было добраться. Сам процесс чтения удовольствие доставил невзирая на мрачность повествования.
На протяжении 50 глав постоянный ангст. Би не живет, а выживает.
Шут балансирует между Любимым/Шутом/Янтарь, тихо страдает от непонимания Фитца, который эмоционально всё тот же, что и раньше (с чего бы ему стать другим)) и очень-очень медленно восстанавливает физическую форму. Всё так же больно от его слепоты беспомощности ограниченного в действиях человека, которому приходится в прямом и переносном смысле наощупь пробираться через проделки Фитца, который пусть спасения Би видит несколько иначе и непоколебимо убежден в своей точке зрения.
У Фитца одна идея-фикс как отомстить за дочку, потом как ее найти и таки отомстить и за дочку и за Любимого. Которого он в образе Янтарь не особо любит. И частенько не понимает. И к любимой дочке Би ревнует. И собственнические чувства: Би моя дочка, журнал сновидений как Пророку покажу, а вот дневничок - как бы личное, тут извини Любимый, это уже не твое дело, потому, что дневник принадлежит Би, а Би - Фитцу. Делиться с Любимым, как с нежданным папой Би своим отцовством не желает. Хотя и вынужден признать, что этот невероятный факт есть объективная реальность.
Обычный инстинкт собственника, и никакие здравые аргументы о пользе дела для спасения человечества упрямого для Фитца не убедительны.
Обещанный РХ мост «имеет место быть»: все трилогии об Элдерлингах, как три ручья, слились в одну реку: ну прямо «издалека долго, течет река Волга… конца и краю нет»… И как река Волга (уже из другой песни) - «широка, глубока». В общем, целое море знакомых персонажей, оставшихся в своем характере, но теперь увиденных «глазами Фитца».
Понравилось, что на этот раз не было той «воды» как обычно бывает у Хобб, когда она частично пересказывает в очередном томике события предыдущих книг. С одной стороны это конечно удобно тем, что можно брать любую часть этих трилогий и понять о чем спич. Но это фишка для не читавших. Но тем, кто уже в ожидании продолжения не раз перечитывал все книги цикла все эти пересказы - лишняя вода.
На этот раз воды был минимальный минимум. И наш профессиональный убийца, киллер-бастард по пути на Клеррес, в поисках похищенной дочери, (насчет которой нас больше не сбивали с панталыку что она таки - сын, причем нежданный. ))
Лично меня - разочаровало то, что первые две книги трилогии РХ держала нас в напряжении касательно термина «Нежданный Сын».
И Гарету/Джофрон/Лорел в эту интригу вплела… а потом оказалось что это было совершенно не нужно. Но нервишки пощекотала. И зачем было?! Для читательских рейтингов?!
Итак - Би: «Нежданная дочь», и она же «Разрушитель». А то, что она сын, и для Винделиара еще и «брат», так мало ли у кого какая дурь в голове. Винделиар вообще и дурачок и кастрат, да и лурики в Клерресе невзирая на разницу полов таки несколько андрогинны.
Отсылка в первой трилогии: «Мужчина, женщина - какая разница? Стоит ли придавать значение полу…».
Но, так не считающий Фитц в «Assassin's Fate» узнал некоторые пробелы в жизни Шута, во времена их раздельной жизни в перерывах между трилогиями, пообщался и с Живыми кораблями, и с обитателями Дождевых Чащоб, и с Торговцами Бингтауна. Побывал-попутешевствовал по городам и весям как «Саги о живых кораблях» так и «Хроник Дождевых Чащоб» - лишний повод читавшим все циклы книг радоваться своей осведомленности.
Да все циклы уже были частями целого. И при этом все же автономными частями. Именно в «Судьбе убийцы» протянулись мосты между ними и (ну прямо как братские республики в СССР ) И теперь - отныне и навсегда «Союз нерушимый… связала навеки великая (и ужасная))) Хобб)
Я же как старым друзьям после разлуки радовалась, когда Фитц ступил на борт «Парагона» и познакомился со всей командой.
Удивило, что старушка Роника не только (подобно Чейду) оказалась долгожительницей, но по-прежнему деятельна, как во времена «Саги о Живых кораблях»).
Эта книга в манере РХ писать так, что первую половину книги события разворачиваются неторопливо и только после середины набирается темп, который к концу закручивается вихрем, не давая оторваться не стала исключением.
Если пробежаться по другим персонажам.
Персеверанс - ну просто идеальный мальчик. Такой многообещающий положительный персонаж. Верный и преданный как собака. И стойкий и терпеливый и понимающий.
В нужное время находится в нужном месте и делает что должно. Би с ним шикарно повезло. И даже Фитц понимает что и ему повезло.
Лант, которого и в «Fool's Assassin» и в «Fool's Quest» Фитц недолюбливал и считал помехой, таковым для него быть перестал. Ну да: и меч в руках держит, и в походных условиях пищу готовить научился и одежки модные больше не носит, потому что некуда. На корабле с прочей командой пашет наравне… Стало быть тому «идеалу мужика» который характерен для Фитца теперь соответствует больше, посему теперь «всё путём».
Но я считаю, что как персонаж он остался нераскрытым. И если в предыдущих двух книгах он Фитца раздражал, то теперь, мы по-прежнему видим его только с точки зрения Фитца, который не шибко то Лантом интересуется, зато понимает что его помощь оказалась весьма кстати.
Спарк, в девичестве - Эш - вызывает исключительно добрые чувства. ( Даже Би ее полюбила. А Би по пальцам одной руки пересчитать кого любит.)
Как персонаж раскрыта больше Ланта. И тоже она в нужное время оказывается в нужном месте и в нужной ипостаси (и служанка и шпионка и подружка и свой парень… Спортсменка, комсомолка и просто красавица.)
В какой-то мере внутренне андрогинна как Шут, что их сблизило. Свой свояка, как оказалось видит издалека, даже если один из них оказался на момент знакомства слеп. Но нутром близкую натуру почуял.
Подобно ему же она и швец и жнец и на дуде игрец. Ловкими ручками и отмычку откроет и одежку сошьет. И визажист для Янтарь и компаньонка. Так же как он умеет находить общий язык с разными людьми разных сословий. С бывшим конюхом Пером общалась как парень, шутил(а) запросто. И Ланта, получившего воспитание аристократа в себя влюбила. Не простая девушка эта Спарк. Не волшебная, как Шут, но умничка.
С возрастом по воле автора - непонятки.
В УШ Эш казался почти ровесником Пера, ну может чуток старше, но незначительно. Потом оказалось, что Спарк изображает мальчика, будучи девушкой лет четырнадцати ( максимум пятнадцати), но поскольку она взрослеет то скоро выглядеть парнем ей станет трудно, ведь Эш как бы тоже должен вырасти и возмужать с годами.
Но в «Assassin's Fate» Спарк уже воспринимается как вполне взрослая девушка.
И таковой ее считает Лант, когда говорит Фитцу - «она старше, чем кажется».
А с того момента, как мы познакомились с Эшем, до окончания книги прошло меньше года - была зима - конец декабря по нашему (или когда таму них Винтерфест), и «теперь» осень.
Если о Ланте, то счастья в личной жизни РХ ему не доложила. То у него с Шун/Шайн облом случился. И со Спарк как написали бы в статусе ВК «всё сложно».
С одной стороны ничего удивительного что у Ланта со Спарк романтика случилась - и возраст такой, что когда ж еще влюбляться и обстоятельства сблизили. Но… мне-то удивительно, что Спарк не могла при таком близком общении с Шутом не влюбиться не него по уши - тем более, что у нее была симпатия к нему изначально. Пришлось много о нем заботиться, проводить немало времени. И ее преданность Шуту/Янтарь (если не в огонь и в воду, то уж в камень Скилла который незнамо куда забрости, так точно) просто поражает. Ладно Пер предан Фитцу - так он влюблен в Би. А чем еще объяснить преданность Спрак Шуту, как не любовью?
Любовь конечно многогранное чувство, и не всегда подразумевает гормоны+романтику.
Но, как сказано выше - влюбиться для девушки такого возраста вообще естественно.
Вот у Татьяны Лариной - «душа ждала… кого-нибудь». А тут опаньки и Онегин нарисовался на горизонте. «Пришла пора - она влюбилась»). Но Онегин-то Шуту в подметки не годится.
И, даже Лант, при всех его, вдруг(!), обнаружившихся достоинствах)))
Теперь немного о новых персонажах.
Потому, что старые все остались в своем характере, только что лет двадцать пять спустя.
Сыну Брэшена и Альтии РХ дала связь с Би, хоть и понадобились для этого трагические события. Ведь, хоть и не по доброте душевной, а по внушению «Проказницы» она занялась скилл-лечением О-боя (или как там переведут наши переводчики имя этого персонажа?) Почему только «Проказница» сама не стала исцелять бедного «Мальчика О». Когда Уинтроу был в плачевном состоянии, ему же «кораблик» помог.
Кстати, о моём любимке. Была рада про него почитать. Но вот за державу обидно.
Столько лет жизни такой годный мужик угрохал на бабенку, которая даже в перспективе не ответила взаимностью. Ну, еще он, правда, занимался воспитанием КеннитсЫна. Но и это получилось, как решетом воду носить.
Хотя избалованного прынца спохватившись решили сделать «настоящим мужиком» и он даже не возражал, и даже с драконицей подружился… Всё равно в итоге стал лишь кормом для двух свежераскораблившихся из Парагона драконов.
Могу посочувствовать Этте, как матери потерявшей единственного ребенка. Но вообще Этта никогда не была мне симпатична. Просто жестокая стервозная баба. Для королевы пиратов она на своём месте, сгодилась. А на то, чтобы Уинтроу полюбить - нет.
Что же касается Би, против которой, ополчилось немало читателей за то, как она поступила с Шутом – обманула, не приняла ни как отца, ни как Пророка. Лишь в качестве одолжения позволяла делиться знаниями, то я при всем том, что мне до слез обидно было за Шута, понимала, что иначе она при своей натуре поступить не могла.
Всегда она была сложным ребенком. Вещью в себе. Отец родной, который Фитц не знал на какой козе подъехать. С чего бы ей вдруг взять и полюбить странного дяденьку, которой то тетенька Янтарь, то Дурак, то нищий, то Любимый, то лорд Шанс. За то, что его любил отец? Так это как раз для нее минус. Тут она в папу Фитца пошла - ревнивая собственница, делиться ей резона нет. Потому, что он страдал? Так и она сама огребла столько боли и физической и душевной, что как только крыша не поехала.
Если от папы-Шута ей досталось кровное наследие Белых и назначение Пророка, то на том и все. В анамнезе у нее ведь и мама Молли - вполне практичная и не сентиментальная женщина. Да и папа Фитц при всех его положительных качествах эмпатией не наделен.
Вот даром Скилла - обладает. А такой простой человеческой эмпатией - нет. Увы. Как с младых ногтей эмоционально мерил других своей меркой, таким и до конца остался.
А еще ведь Би - «Пчела, которая жалит» (по ее же словам). И, (наследственно))) - волчонок.
Да! «Не растут на осине апельсины». Такая уж она есть.
И вот не знаю, как другие читатели, а я бы почитала про нее дальше.
Если РХ написала бы. Мне интересно, как бы она повзрослела. Может раскаялась, пожалела, что оттолкнула Шута, за все, что сказала ему и что сделала, и что не сделала.
Но - это была бы совсем другая сказка. Или трилогия)))