Крышесносное мыло. Дворцовые игры в Древнем Китае
ножной мяч - «цу-цзюй»В Древнем Китае игры с мячом входили в программу боевой подготовки воинов. Во времена правления династии Хань (206 г. до н. э. - 25 г. н. э.) существовала игра, которую можно считать предшественницей футбола - «чжу кэ». На игровой площадке определенного размера приблизительно в 4 метрах друг от друга вкапывались две бамбуковые палки высотой 4 метра. Между ними натягивалась сетка, в верхней части которой было отверстие диаметром 60 сантиметров. Так выглядели ворота.
Передачи мяча осуществлялись с помощью ног и рук. Разрешалось касаться мяча головой, плечами, грудью, спиной, но только не ладонями. Кроме "игры ладонью" существовало ещё не менее 10 различных нарушений правил. За их соблюдением следили специальные судьи.
Есть свидетельства о том что в день рождения императора две лучшие команды проводили «матч» перед его дворцом. Игры собирали много зрителей, победители награждались фруктами, вином и цветами, а проигравшие подвергались телесному наказанию - их публично били бамбуковыми палками!
Китайский историк Лю Сян описывал другую игру в ножной мяч - «цу-цзюй», которая была распространена в эпоху Воюющих Царств (475-221 г до н. э.). Она появилась в 307 году до н.э. В эпоху Тан (618-907 гг. до н. э.) правила китайских игр в ножной мяч претерпели эволюцию, утратив характер боевой подготовки воинов и став предметом развлечения при дворе императора.
futbhistory.ruПравила игры ХватуЦель игры – набрать максимальное количество очков, включая очки, набранные при помощи бонусных очков (яги) согласно классификации. Норма в каждой игре составляет 50 очков. Все, что набрано сверх нормы – выигрыш, при условии, что ни у кого нет комбинации из 4 карт бонусного вида (яги). Если кто-либо из игроков собрал все 4 карты бонусного вида, каждый из игроков обязан отдать ему очки согласно классификации бонусного вида (яги).
Например.
Один из игроков собрал 4 карты бонусного вида (Сонго-яги). Согласно классификации каждый из игроков должен отдать ему 100 очков. Игрок, собравший все 4 карты бонусного вида считает так : 4 игрока * 100 очков = 400 очков – 50 очков норма. В итоге получается 350 очков + те очки, которые он набрал в течении игры ( допустим 45 очков).
Конечная сумма его выигрыша составляет 395 очков. Сумма очков умножается на коэффициент игры (задано в начале игры, например 5 очков = 5 рублей). Получается, что игрок сделавший Сонго-яги выиграл 395 рублей. (При коэффициэнте игры 5 очков =2 рубля выигрыш составляет 395 очков / 5 очков = 79 * 2 рубля = 158 рублей.)
Колода состоит из 12 различных видов, каждый вид включает в себя 4 карты, каждая карта содержит номинал ( 20 очков, 10 очков, 5 очков, 0 очков). Наглядно это можно увидеть в разделе - "Классификация карт" и "Классификация по очкам".
Отличительными признаками различия очков являются:
- для 20 очков – кругляшок с написанными внутри иероглифами (5 шт);
- для 10 очков – картинки с животными либо растениями (10 шт);
- для 5 очков – обязательное присутствие полосок (красных, синих);
- для 0 очков – характерно отсутствие каких либо рисунков на картах;
Игрокам раздаются карты по 4 шт. каждому. На кону выложены 8 карт различного достоинства и колода оставшихся карт. Играющие по очереди кидают карты и переворачивают по одной из колоды. При наличии соответствующих друг другу по виду карт на кону играющий забирает их себе. Из этих очков складывается сумма его очков. В конце игры на руках и на кону не остается ни одной карты. Все карты должны быть у игроков в качестве накопленных очков.
Если один из видов «яги» был ударен, игрок не имеет права бросать оставшуюся карту на кон. Игрок, чей ход наступил, обязан кидать карту другого яги - «свежий».
Например.
Игрок, чей ход наступил, держит на руках все карты «яги» номиналом «60», «80», «100». Его очередь ходить – третья. Первый игрок уже ударил «60», а последний - «ходай» ударил «100». Игрок обязан кидать «80», так как ни один из игроков не ударил его.
Если же все виды яги «зацеплены» то бросается яги игроку, сидящему ниже.
Например.
Игрок, чей ход наступил, держит на руках все карты «яги» номиналом «60», «100». Его очередь ходить – третья. Первый игрок уже ударил «60», а «ходай» последний ударил «100». Игрок обязан кидать «нижнему», т.е. карту с номиналом «100», а не «60». Потому что если шансы сделать «яги» у «ходая» в любом случае есть, то у первого никаких.
Если же игрок держит все карты «зацепленных» яги и он последний – «ходай», то он бросает наименьший яги.
Например.
Игрок, чей ход наступил, держит на руках все карты «яги» номиналом «60», «100». Он – «ходай». Первый игрок уже ударил «60», а Второй игрок ударил «100». Игрок обязан кидать «меньший», т.е. карту с номиналом «60», а не «100». Потому что если сделают «яги» в этом кону, то хоть меньший.
В случае если три и более игроков сделали по «яги» игра считается несыгранной – «похато».
Например.
Первый игрок делает Сонго-яги номинал «100», второй делает Сагура-яги» номинал «80», а четвертый – «подходай» делает Пи-яги «150». В этом случае очки не считаются вообще, потому что «яги» сделало три игрока.
В случае же если три и более «яги» делают два игрока, то игра считается сыгранной и подсчет очков ведется в обычном порядке.
Например.
Первый игрок сделал Сонго-яги, а второй делает Сагура-яги» номинал «80» и дополнительно делает Пи-яги «150». В этом случае очки считаются таким образом: Первый игрок считает так 4 игрока * 100 очков – 50 очков норма = 350 очков. Из этих 350 очков он еще отдает второму 150 очков за пи-яги и 80 очков за сагура-яги. Остаток 120 очков. При коэффициенте игры 5 очков -5 рублей выигрыш составляет 120 рублей. При коэффициенте игры 5 очков – 1 рубль выигрыш составляет 24 рубля. Второй игрок считает так 4 игрока * (80+150) – 50 очков норма =870 очков. Из этих очков отнимается 100 очков для первого игрока. Остаток составляет 770 очков. При коэффициенте игры 5 очков -5 рублей выигрыш составляет 770 рублей. При коэффициенте игры 5 очков – 1 рубль выигрыш составляет 154 рубля.
В игре может присутствовать «лотерея». Если на кону лежат три карты одного вида (яги), игрок на руках у которого есть последняя карта этого вида забирает это яги себе в кассу.
Например.
На кону (8 карт) сразу лежит три карты Сонго-яги (двадцатка, пятерка и пустышка). У третьего игрока на руках есть четвертая карта (пустышка). При очередном ходе он бросает карту на кон и забирает все четыре карты себе, при этом сделав Сонго-яги «100».
В игре есть несколько видов наивысшего яги «йонко». Если на руки игроку придет 4 двадцатки сразу, или четыре одинаковых карты одного вида.
Например.
Игрок получив карты на руки вскрывая их, обнаружил что у него на руках 4 двадцатки или четыре карты одинакового вида. В этом случае игра останавливается и каждый из играющих платит игроку поймавшему такую комбинацию по 500 очков без игры. (При коэффициенте игры 5 очков -5 рублей выигрыш составляет 2000 рублей. При коэффициенте игры 5 очков – 1 рубль выигрыш составляет 400 рублей.)
Комбинация «йонко» может присутствовать и в игре. Если игрок собрал у себя определенные карты (Двадцатки: Сонго, Сагура, Минвори, Тонтой обязательно и Птичку Мядя (Соловей) или двадцатку Пи).
Помимо вышеназванных карт можно собрать у себя Рис-яги (если в обычном яги собирается 4 карты, то здесь нужно собрать 8 карт красного и черного риса).
Например.
Игрок собрал у себя вышеназванные карты. (т.е. бил – перевернул и собрал все вышеназванные карты у себя).
В игре присутствует еще одна наивысшая комбинация - «чилты». Если игрок, играя собрал у себя шесть пятерок (любых) и одну пи (обязательную), то игра также останавливается. Комбинация «чилты» оплачивается также как и комбинация «йонко».
В игре присутствует дополнительный вид бонуса, так называемые номера.
Всего в колоде 5 двадцаток по порядку.
Если игроку при раздаче карт приходят карты – двадцатки, (одна или две) то ему каждый из играющих обязаны заплатить по 20 очков за каждую двадцатку при условии, что его номер является приоритетным – т.е. самым первым. За три двадцатки сумма бонуса составляет не 60 очков, а 80 очков.
Например.
Первый игрок держит на руках двадцатки: сагура и пи, а последний игрок держит Сонго. В этом случае бонус выплачивается последнему, т.к. у него приоритетный номер – первый. В случае же если первого номера ни у кого нет, то приоритет у второго номера «сагура», если нет «сагуры», то у третьего- «минвори» и так далее.
Классификация бонусных видов ( по возрастанию):
Сагура-яги - каждый из игроков отдает сделавшему яги по 80 очков.
Сонго-яги - каждый из игроков отдает сделавшему яги по 100 очков.
Мядя-яги - каждый из игроков отдает сделавшему яги по 120 очков.
Пи-яги - каждый из игроков отдает сделавшему яги по 150 очков.
Куктя-яги - каждый из игроков отдает сделавшему яги по 200 очков.
Тонтой-яги - каждый из игроков отдает сделавшему яги по 250 очков.
Минвори-яги - каждый из игроков отдает сделавшему яги по 300 очков.
Йонко - каждый из игроков отдает сделавшему яги по 1000 очков.
Источник